Главные новости » Наука и технологии » Нетронутые окаменелости трилобитов сохранились в невероятных деталях

Нетронутые окаменелости трилобитов сохранились в невероятных деталях

Трилобиты являются одними из самых распространенных ископаемых, которые мы знаем, но обычно сохраняется только их твердый экзоскелет. Теперь исследователи обнаружили место, которое было погребено вулканическим извержением в стиле Помпеи, оставив членистоногих, очерченных в мельчайших деталях

Место находок ископаемых в Марокко называют «Помпеями трилобитов», поскольку оно содержит исключительно подробные окаменелые останки этих существ, сохранившиеся после пирокластического потока пепла от извержения вулкана около 509 миллионов лет назад.

«Я никогда не видел такого уровня детализации, сохранившегося в этих ископаемых трилобитах. Они, без сомнения, являются наиболее хорошо сохранившимися трилобитами из когда-либо найденных», - говорит Джон Патерсон из Университета Новой Англии в Армидейле, Австралия.

Трилобиты — морские членистоногие, существовавшие примерно с 520 миллионов лет назад до почти 252 миллионов лет назад. Нам известно более 22 000 видов, и было обнаружено бесчисленное количество окаменелостей, но обычно это всего лишь их прочный экзоскелет. Мягкие части существ встречаются лишь в редких случаях, они всегда сплющены и повреждены.

Однако в тот момент, когда Патерсон увидел сканы и изображения окаменелостей трилобитов, собранных в 2022 году на юго-западе Марракеша в Марокко, он понял, что это нечто особенное.

«На одном из наиболее полных экземпляров все придатки сохранились в 3D, вплоть до щетинок на ходячих ногах», — говорит он.

На данный момент Патерсон и его коллеги собрали четыре экземпляра, каждый длиной всего около сантиметра, представляющие два вида из формации Тателт в Марокко. Два из четырех экземпляров трилобитов принадлежат к роду Protolenus , но исследователи не уверены, принадлежат ли они к новому виду. Остальные экземпляры — Gigoutella mauretanica.

Помпеи ценятся археологами, потому что пепел с Везувия быстро обрушился на римский город, сохранив его строения и жителей. После того, как пепел остыл и превратился в камень, каждое из тел разложилось, оставив полость, которая представляет собой идеальную форму. То же самое произошло и с трилобитами, говорит Патерсон.

Команда отсканировала формы с помощью микро-КТ-сканера и смогла создать идеальные 3D-изображения существ. «С этими образцами вы можете увидеть все, что захотите, под любым углом», — говорит Патерсон.

Сканирование позволило команде выяснить некоторые важные детали анатомии трилобита, которые долгое время были предметом споров, например, строение его аппарата питания. Одна из особей, должно быть, проглотила пепел, когда умерла, потому что ее пищеварительный тракт заполнен вулканическим материалом и, следовательно, явно сохранился.

Еще одним открытием стало то, как существа использовали свои ноги. «У них очень кривые на вид шипы на внутренней стороне ног», — говорит Патерсон. «Они действовали как измельчающий инструмент для любой добычи. Другими словами, они жевали ногами и проталкивали пищу из ног в рот».